Настройка болида
Краткое руководство по настройкам 1. Стратегия 2. Коробка передач 3. Механика и Аэродинамика 4. Развал колёс и давление в шинах 5. Пружины, клиренс и подвеска 6. Амортизаторы, Ход сжатия 7. Амортизаторы, Ход отбоя 8. Тормоза 9. Телеметрия 10. Настройка машины |
"Касательно настройки машины, первое, что следует сделать начинающему гонщику – это проехать как можно больше кругов, не обращая внимания на других пилотов. Ему следует постараться изучить поведение машины, систематически изменяя ключевые компоненты, чтобы уяснить их влияние: попробуйте разные стабилизаторы, мягкие и жёсткие пружины, разные значения аэродинамической прижимной силы и так далее. Даже в младших формулах одного мастерства не достаточно, вам следует знать, как извлечь максимум из своей машины. За счёт мастерства вам, возможно, удастся отыграть секунду на круге, но при этом можно потерять три из-за неправильной настройки машины." "Из книги Алена Проста "Гоночное вождение" |
Что же делает машину быстрее? Это зависит от техники вождения. Некоторые пилоты предпочитают машину со слегка недостаточной поворачиваемостью, которая мягко предупреждает о том, что предел уже близок. Другие отличаются более агрессивным стилем и предпочитают пользоваться избыточной поворачиваемостью как рулём, управляя машиной "с обоих концов". И вот здесь то и заключен главный секрет: не существует одного, определённого сетапа , который был бы быстрее всех остальных у любого пилота. Он, конечно, может каким-либо образом позволить усреднённому водителю быть уверенным, что он сможет пилотировать усреднённую машину близко к её пределу. Одно можно утверждать с уверенностью, если вы знаете, какие настройки лучше подходят под ваш стиль вождения, вы можете в целом перенести их на большинство других машин и получить желаемый результат.
В процессе рассуждений, снова и снова будет упоминаться трансфер (перенос и перераспределение) веса. Минимальная масса машины Формулы-1 составляет 600 кг и равна её весу в состоянии покоя. Этот вес выступает субъектом разных законов физики, а манипулирование этим весом и составляет науку… нет, магию настройки гоночной машины. В идеале, вес автомобиля, передаваемый на поверхность земли через колёса, следует распределить равномерно, в любой момент времени, да ещё так, что бы он позволил поддерживать оптимальную для сцепления с дорогой температуру покрышек. Но как только у автомобиля появляются продольные (pitch) и поперечные (roll) крены при ускорении, торможении и в поворотах, одни колёса разгружаются, другие нагружаются, и распределение нагрузки перестаёт быть равномерным. Вот этими процессами и следует манипулировать, для достижения требуемых целей. Помните об этом всё время, потому что как раз здесь и зарыта собака.